Праздников праздник и торжество торжеств.

Воскресение Христово – это основа и венец христианской веры, первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы, не как абстрактное учение, а как событие, участниками которого они сами были. Поэтому Пасха – главное событие года для православных христиан и самый большой церковный праздник. Слово «Пасха» означает «переход», «избавление». Крестной смертью Христовой совершено наше избавление от рабства греху, а Его Воскресением мы переходим от смерти в вечную жизнь.

Пасхальные Богослужения особенно торжественны. Еще с древних, апостольских времен, христиане не ложатся спать в священную и спасительную ночь Светлого Воскресения Христова, посвящая всю ее празднованию. Незадолго до полуночи в храме совершается краткая служба-полунощница. Саму пасхальную утреню начинают в 12 часов ночи. Все священнослужители в полном облачении становятся по чину у Престола и возжигают свечи. При закрытых Царских Вратах тихим гласом поется стихира: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». После этого отверзается завеса и ту же стихиру снова поют  громким голосом. Открываются Царские Врата, и стихира, еще более высоким голосом, поется духовенством третий раз до половины. Певцы, стоящие на средине храма, подхватывают и поют дальше. Начинается крестный ход.

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, – это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Впереди несут фонарь, за ним запрестольный Крест, образ Божией Матери, далее идут хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, несут Евангелие и икону Воскресения и завершает шествие священник с трисвечником и Крестом в левой руке. Войдя в притвор, крестный ход останавливается пред закрытыми дверями храма. Трезвон прекращается. Настоятель храма, приняв кадило, совершает каждение и священнослужители трижды поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Затем поют стихи:

«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от лица Его ненавидящии Его».

«Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня».

«Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся».

«Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь».

На каждый стих певцы поют тропарь «Христос воскресе». Отверзаются церковные двери, и крестным ход с этой радостной вестью шествует в храм, как и жены-мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.

По окончании пасхальной службы совершается освящение артоса. Это греческое слово означает «квасной хлеб». Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня и в субботу раздается верующим. Употребление артоса начинается с самого начала христианства. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого – как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова. Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».

С давних времен хранится благочестивый обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Когда святая равноапостольная Мария Магдалина пришла в Рим для проповеди Евангелия, она предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: «Христос воскресе!», начиная таким образом свою проповедь. Мы дарим в Пасху красные яйца, исповедуя животворящую смерть и Воскресение Господа – два события, которые Пасха соединяет в себе. Как из яйца, из-под его неживой скорлупы, рождается жизнь, так из гроба восстал Жизнодавец, и так восстанут в вечную жизнь все умершие. По уставу, пасхальные угощения освящаются после литургии ночью или утром, но по установившейся практике это делают еще накануне в субботу, в течение дня.

В Пасху принято поздравлять своих родных и знакомых, ходить в гости и принимать гостей, но при этом важно не превратить великий праздник в обычную гулянку, не растерять добрые плоды, полученные во время Великого Поста. Все дни до праздника Вознесения мы здороваемся пасхальным приветствием:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ! 

Священник Роман Витюк, пос.Усть-Баргузин, «Баргузинская правда» №16 (9602), 17 апреля 2014.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *