Старообрядцы или семейские?

Старообрядческое движение — одна из ключевых вех российской истории — в настоящее время даже близко не имеет того значения, которое было ему свойственно до революции, сменились эпохи, появились другие проблемы. С самого начала единой «старообрядческой» церкви не было и быть не могло, в силу разнообразия мнений среди вождей и учителей раскола.

Когда императрица Екатерина переселила в Забайкалье старообрядцев-семейских, среди них уже четко различались два непримиримых толка: беспоповцы, принципиально отрицавшие возможность священства, и беглопоповцы, сманивавшие к себе православных священников. С течением времени, некоторые семейские вернулись в православную Церковь (чему способствовала деятельность миссионеров, например, игумена Варлаама Чикойского) непосредственно, либо через единоверие, признававшее старую обрядность в рамках православия. Некоторые примкнули к появившемуся в середине 19 в. Рогожскому согласию, которое в настоящее время является самой крупной и общепризнанной старообряческой юрисдикцией (РПСЦ), некоторые так и остались в беспоповстве. Соответственно, и среди семейских никогда не было единства в религиозном вероисповедании и единой «семейской» церкви.

Гонения на верующих в советский период привели в тому, что былой накал религиозных споров и разделений остался в прошлом, так что мало кто из нынешних семейских может осознать, к какому согласию принадлежал именно его род. Между тем, в наше время старообрядчество возрождается своими путями. В Бурятии юрисдикция РПСЦ представлена общинами, которые действительно имеют семейские корни, одной официальной, другой отколовшейся от Москвы. Но самая распространенная сейчас в нашем регионе старообрядческая традиция, РДЦ, появилась в советское время и никакого отношения к семейским в силу этого факта не имеет. В 1920-х годах сначала один, затем другой епископ Московской Патриархии в условиях гонений примкнули к старообрядцам-беглопоповцам в Поволжье. После войны эта группа оформилась в так называемую «новозыбковскую иерархию» (по названию их центра на Брянщине). В 90-х годах представители новозыбковцев появились в Бурятии, а в Читинской области, на Чикое, им укорениться не удалось.

РДЦ насчитывает несколько десятков приходов в РФ и за рубежом, что гораздо меньше, чем у РПСЦ, но зато в 2002 году новозыбковцы обзавелись своим собственным «патриархом Московским и всея Руси». В Бурятии РДЦ развивается намного успешнее всех других старообрядческих согласий вместе взятых, так что даже декларирует себя в качестве «семейской церкви». Это, конечно, неправда, потому что семейская религиозная традиция всегда была и остается многополярной, а также потому что исторически и хронологически РДЦ имеет ноль процентов отношения именно к семейским Забайкалья. В нашем поселке в настоящее время идет строительство храма новозыбковской старообрядческой юрисдикции. Эта организация, несомненно, делает много полезного в Бурятии и в России вообще, но отношения к семейской истории не имеет никакого, за исключением последних нескольких лет. В отличие от РПСЦ, новозыбковцы более отчужденно настроены по отношению к Русской Православной Церкви. Со стороны устьинских прихожан, равно как и других жителей нашего поселка, далеких от Церкви, много раз приходилось слышать не очень положительные отзывы о деятельности этой общины, ведущей стройку деревянного храма на ул.Ленина. Будем все же надеяться на разум и добрую волю этих людей. Это всего лишь одна из ветвей старообрядчества, не самая массовая и показательная, для большей авторитетности претендующая на наследие нашей семейской традиции. Вот такие разъяснения по этому поводу, по просьбе многих, считаю нужным представить.
Братья и сестры, если какие-то вопросы религиозной тематики нуждаются в объяснении, просим обращаться любым удобным способом в газету в Елене Александровне или в храм.
Священник Роман Витюк.
«Десяточка», 1 сентября 2014, №24(57).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *