Родительский день

Молитва за усопших занимает особое место в христианской традиции. С одной стороны, это проявление чувств к близким нам людям, ушедшим из земной жизни, выражение веры в то, что в момент смерти тела человек как личность не изчезает, не уходит в небытие, но остается живым, и нуждается в нашем участии. Это также выражение нашей веры в полноту Церкви, в Церковь небесную, к которой принадлежат усопшие в правой вере.

Почитание предков, вера в жизнь после жизни, – самая древняя и самая универсальная форма религиозности. «Доисторические» люди неандертальцы хоронили своих умерших с ритуалом, свидетельстующим о вере в жизнь после смерти и о надежде грядущего воскресения. Самые непримиримые атеисты, что в советские времена, что сейчас, погребая своих мертвецов, скрупулезно соблюдают ритуалы, означающие то же самое.

Некоторые религиозные традиции, известные значимостью заупокойного культа, например, египетская, с ее пирамидами и мумиями, стали фундаментом для принятия полноты божественного откровения, явленного в христианстве. До нашего времени сохранились и такие языческие традиции, в которых древнейшее, от времен Адамовых, знание о жизни вечной и грядущем воскресении так и осталось малой искрой под слоем суеверий. Так, у китайцев один из самых больших праздников, близко соответствующий нашей Пасхе, – Цинмин, буквально «Светлый праздник», бывает в начале апреля. Установление этого праздника современно основанию Рима и началу греческих олимпиад. Причем, это было не нововведение, а упорядочение существоваших к тому времени пышных и разнообразных ритуалов поминовения умерших. В современном Китае Цинмин – государственный трехдневный праздник. «Любовь к отеческим гробам» китайцы выражают семейным и корпоративным посещением кладбищ, украшением могил, праздничным угощением на мемориалах. В жертву умершим приносится еда, сжигаются бумажные деньги, изображения домов, машин, смартфонов и т. п. Ворота домов и сами жилища в этот праздник принято украшать ветками вербы.

Во многих языческих традициях полагается приносить еду на могилы, что можно видеть и на российских кладбищах. В советское время многие традиции христианского поминовения усопших были искажены или утрачены. На самом деле, вино является атрибутом веселья, и на поминальных трапезах неуместно его употреблять. Также для заупокойного ритуала и украшения могил недопустимо использование искусственных цветов и венков. Цветы символизируют тайну воскресения мертвых: маленькие невзрачные семена истлевают в утробе земли, но возрождаются прекрасными цветами. То же самое символизирует зерно, которым посыпают путь во время похорон и сами могилы. Ветки вечнозеленых деревьев являются традиционным символом вечной жизни. Пасхальное яйцо – один из символов воскресения. Всем этим можно украшать могилы. Но устройство трапезы прямо на кладбище и принесение на могилы еды вообще не является христианским обычаем, не говоря уже о выпивках и гуляниях до рассвета. В прошлом году в Хакасии произошла кровавая трагедия: местные жители жестоко убили трех китаянок (живших и работавших в тепличом хозяйстве) за то что те собирали еду с могил в Родительский день.

Поминовение усопших это в первую очередь молитва, молитва любви к нашим близким, ушедшим за порог смерти. Крепка как смерть любовь, говорит Священное Писание (Песн.8:6). Такая молитва может совершаться и в храме, и дома, и на кладбище. Во времена праздников церковный устав ограничивает заупокойную молитву, но определенные дни выделяет именно для нее. В Пасху и во всю пасхальную неделю не совершаются специальные заупокойные поминовения, а родительский день назначен в Радоницу, через девять дней после Пасхи. Главная тема пасхальной службы – победа над смертью, и о мертвых в пасхальных песнопениях говорится очень много. Следующий родительский день будет связан с днем Троицы, когда возглашаются особые, только для этого дня назначенные коленопреклоненные молитвы с прошениями «о иже во аде держимых». Однако сам праздничный день Троицы для поминок не предназначен. Родительской вселенской суботой является суббота накануне Троицы. В этот день, а не в сам праздник, уместно посетить кладбище для ухода за могилами и поминальной молитвы.

Запрещено ли посещение кладбищ в дни Пасхи и Троицы? Никаких формальных запрещений на это никогда не было и не могло быть. В старой России большинство кладбищ, как в селах, так и в городах, были расположены вокруг храмов, так что, идя на службу и обратно, человек не мог не оказаться на кладбище. Было бы странно пройти мимо родных могил в какой бы то ни было день календаря. И сейчас в любой день можно посетить кладбище в случае, если близкий человек только недавно похоронен или праздник совпадает с какой-либо памятной датой для усопшего. Однако неверно устраивать из Пасхи или Троицы поминальные дни.

Каждый человек, независимо от отношения к религиозным вопросам, сталкивается с тайной смерти и задумывается о ней. Граница жизни и смерти – это граница мира материального и мира духовного. Именно здесь мы, верующие христиане, можем помочь нашим далеким от веры родственникам, друзьям, соседям. Поминовение усопших – это память о разлуке с самыми близкими людьми, здесь мы нуждаемся не просто в информации, но и в поддержке. Людям, по-язычески, а не по-христиански поминающим своих усопших, необходимы слова мудрости и любви. Во многих населенных пунктах нет храма, так что кроме кладбища в Пасху и Троицу некуда сходить помолиться. А у кого-то и есть возможность, да не научили. Часто люди стесняются специально подойти к священнику что-то спросить, и невозможно к каждому приставить проповедника. Мы можем правильно устраивать свою духовную жизнь, и жизнь вокруг нас, помогая нашим ближним, имея «память о смерти», совершая христианское поминовение наших умерших. В этом году Радоница 29 апреля, а Троицкая родительская суббота будет 7 июня.

Священник Роман Витюк, пос. Усть-Баргузин, «Баргузинская правда» №17 (9603), 24 апреля 2014..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *